Когда разговор заходит о бизнес моделях, все представляют гигантские компании вроде Гугла или Роснефти. Но благодаря книгам Александра Остервальда и Эрика Риса появилась возможность применять инструмент создания бизнес модели к бизнесам небольшого размера.
Важно правильно адаптировать этот инструмент к малому бизнесу и подключить дополнительные инструменты для его анализа. Есть разные модификации этого метода, я использую в качестве дополнительных инструментов анализ трендов отрасти, СВОТ анализ, анализ потребностей по пирамиде Маслоу и другие.
Для начала работы необходимо провести анализ существующих и зарождающих трендов отрасли. Тренды могут как усилить, так и понизить сильные качества вашей компании, поэтому эти тренды необходимо рассматривать вместе со СВОТ анализом. Данный анализ необходим для разработки «фишек» вашей бизнес-идеи и продукта. То, как сформулирована эта часть бизнес-модели, влияет на каналы сбыта, ценностное предложение и сам продукт. Актуализация полученной информации позволит заранее предугадывать новые потребности рынка и вовремя реагировать на новые вводные.
Классический СВОТ анализ нужно разделить на две составляющие – внутренние и внешние. Внешние обстоятельства мы изучили на прошлом шаге, а сейчас изучим сильные и слабые стороны вашей компании. Как показывает опыт, не всегда нужно бороться со слабыми сторонами – очень часто из них можно сделать свое уникальное отличие от большинства представленных на рынке компаний. А сильные стороны компании наложившиеся на восходящие тренды отрасли могут превратиться в очень серьезную силу!
Очень важно в этот момент разложить предоставляемые вами услуги по полочкам в пирамиде Маслоу. С чем это связано? Во-первых, если ваши услуги закрывают массовые физиологические потребности, то вам придется конкурировать на очень массовом рынке похожих услуг и ключевым инструментом, решающим задачу получения клиента будет цена. И чем выше по пирамиде Маслоу находятся ваши услуги, тем меньше у вас будет конкурентов и тем меньше вам придется использовать ценовую конкуренцию…Но более высокие уровни пирамиды предполагают использование и более дорогих каналов продвижения.
Для услуг и продуктов, находящихся на средних и высоких уровнях пирамиды Маслоу особую роль играет понятие ценности, которая играет большую роль, чем просто цена. Поэтому мы проводим анализ ценностей для различных сегментов целевой аудитории.
И в заключении мы для каждого сегмента целевой аудитории находим наиболее эффективные каналы коммуникации и создаем уникальное ценностное предложение, которое по ним транслируем.
Вы можете посмотреть мой мастер класс, на котором я разбираю учебный пример в виде разбора деятельности небольшого архитектурного бюро.
Если у вас появится интерес к этой технологии – вы можете заказать создание бизнес модели для вашей компании.

посмотреть мастер класс